27 ноября 2019 года прошло заседание Baltic Industrial Symbiosis Council / Балтийский Совет Промышленного Симбиоза. Заседание состоялось в рамках проекта “Baltic Industrial Symbiosis” (BIS) / «Балтийский промышленный симбиоз» Программы трансграничного сотрудничества ИНТЕРРЕГ региона Балтийского моря 2014-2020. Место проведения: г. Тронхейм, Норвегия. Общий бюджет проекта – 2,5 млн. Евро Российские участники Совета - партнеры проекта: ГГУП «Минерал» и члены международного консорциума «Санкт-Петербургский Кластер Чистых технологий для городской среды»: «Городское объединение домовладельцев» Санкт-Петербурга и ООО «Тайрмен групп».
Национальные, региональные и местные органы власти в регионе Балтийского моря все больше осознают необходимость достижений в области циркулярной экономики. Тем не менее, концепция промышленного симбиоза получила мало внимания в политическом плане, хотя она предлагает большой потенциал для содействия циркулярной экономике и достижения более высокой эффективности использования ресурсов в промышленности. На заседании был представлен доклад «Политика поддержки промышленного симбиоза в регионе Балтийского моря». Темами обсуждения на заседании стали национальная политика развертывания промышленного симбиоза и примеры политики поддержки промышленного симбиоза в странах региона: Дания, Финляндия, Норвегия, Польша, Российская Федерация и Швеция.
Проект BIS направлен на содействие промышленному симбиозу в регионе Балтийского моря путем установления равноправного обмена между экспертами и практиками, представляющими 13 различных организаций и возглавляемых центром симбиоза Дании. Проект поддерживается Европейским фондом регионального развития через Interreg Baltic Sea Region, включая: норвежское и российское финансирование. Проект состоит из нескольких этапов:
1) ускорить симбиотическое развитие бизнеса путем выявления и создания новых бизнес-возможностей, а также наращивания потенциала и проведения пилотных проектов;
2) создать потенциал для развития промышленного симбиоза путем проведения исследований, разработки проектов и организационных структур, а также программы подготовки руководителей;
3) составить карту политики промышленного симбиоза, что и делает данный проект. Этот проект станет платформой для изучения политики и, наконец, роуд-шоу, которое вдохновит муниципалитеты в странах Балтии на реализацию промышленного симбиоза.
Доклад “POLICIES SUPPORTING INDUSTRIAL SYMBIOSIS IN THE BALTIC SEA REGION" / «Политика поддержки промышленного симбиоза в регионе Балтийского моря».
Промышленный симбиоз определяет созвездия, в которых отрасли, коммунальные предприятия и другие заинтересованные стороны используют ресурсы и побочные потоки друг друга в совместной зависимости и с взаимной выгодой. Промышленный симбиоз может играть определенную роль в циклической экономике и может обеспечить значительную эффективность использования ресурсов и климатические преимущества. Политика может, если она будет надлежащим образом разработана, создать правильные рамочные условия для возникновения промышленных симбиозов и тем самым раскрыть его потенциал.
Настоящий отчет подготовлен компанией PlanMiljø для проекта “Interreg Baltic Sea Region”. Балтийский промышленный симбиоз исследует, какие меры политики прямо или косвенно влияют на создание и жизнеспособность промышленного симбиоза в отдельных странах, окружающих Балтийское море – Дании, Финляндии, Норвегии, Польше, Швеции и Российской Федерации. Затем в докладе определяется, что еще могут сделать национальные, региональные и местные органы власти для содействия развитию промышленного симбиоза в регионе. Исследование проводилось на основе обзора литературы и интервью с экспертами и политиками из всех шести стран.
В исследовании делается вывод о том, что, за исключением Финляндии и Польши, национальные правительства прямо не рассматривали проблему промышленного симбиоза на стратегическом уровне. И Финляндия, и Польша включают промышленный симбиоз в свои национальные стратегии циркулярной экономики. В последние годы в регионе Балтийского моря были приняты национальные стратегии и политика в области циркулярной экономики, однако в них в целом не признается потенциал промышленного симбиоза. В Российской Федерации и Польше как правило, ограничивается целевыми показателями, в то время как в северных странах правительства предлагают финансирование и в той или иной степени меры по наращиванию потенциала и укреплению связей, которые косвенно поддерживают промышленный симбиоз.
В регионе существует целый ряд функционирующих промышленных симбиозов, особенно в северных странах, но многие из них были созданы предприятиями без прямой государственной помощи. В этих случаях правительство, возможно, имело влияние, но не было первоначальным драйвером. Эти лидеры промышленного симбиоза впоследствии выступали в качестве центров обучения и наращивания потенциала и во многих случаях это развитие снизу вверх впоследствии поддерживалось и развивалось правительственными органами.
Промышленный симбиоз должен быть включен в национальные стратегии циркулярной экономики для повышения осведомленности и обеспечения национальных мер в поддержку промышленного симбиоза. Кроме того, повестка дня в области нехватки ресурсов и изменения климата обладает большим потенциалом для содействия развитию промышленного симбиоза в качестве инструмента обеспечения эффективности использования ресурсов и уменьшения углеродного следа от производства.
В северных странах некоторые экологические нормы воспринимаются практиками как препятствующие промышленному симбиозу и циркулярной экономике. Неуверенность в регулировании может также препятствовать инвестициям в промышленный симбиоз. Экологическое регулирование в регионе нуждается в оценке для обеспечения того, чтобы оно не препятствовало рециркуляции ресурсов, и в целом правительствам необходимо поддерживать толкование регулирования в поддержку промышленного симбиоза. В дополнение к долгосрочному финансированию и вспомогательному регулированию правительства могут играть ключевую роль в составлении карт всех побочных потоков для оказания помощи в выявлении потенциальных обменов в рамках промышленного симбиоза.
В северных странах местная и региональная политика в области непосредственной поддержки промышленного симбиоза, как правило, проводится в регионе или муниципалитете, в рамках которого уже создан кластер, реализующий промышленный симбиоз. Есть также примеры деятельности по развитию бизнеса, которая поддерживает промышленный симбиоз. Местные субъекты, имеющие мандат на оказание поддержки промышленному симбиозу, представляют собой большой потенциал для оказания поддержки компаниям в деятельности промышленного симбиоза, начиная от наращивания потенциала, проведения скринингов и содействия развитию сетей обмена вторичными ресурсами. На региональном и местном уровнях в Российской Федерации и Польше, соответственно, можно найти только единичные примеры реализации политики в поддержку промышленного симбиоза. Промышленный симбиоз в этих странах в целом сдерживается отсутствием сотрудничества и доверия между предприятиями. В этой связи местным и региональным органам власти было бы целесообразно сосредоточиться на создании информационных и сетевых структур для формирования культуры сотрудничества между компаниями.