Перевести страницу

Новости / News

Перезагрузка кластерной политики в России

Институт экономики роста им. Столыпина П.А.  представил материал, посвященный вопросу перезагрузке государственной кластерной политике в России. В материале представлены следующие разделы: Кластерные инициативы, как инструмент достижения целевых показателей развития экономики; Кластерная политика в мире: основные уроки; Российский опыт реализации кластерной политики; Новая кластерная политика в России: основные принципы; Ключевые опорные пилотные проекты в России; Ключевые механизмы и меры новой национальной кластерной политики и Перечень приоритетных мер поддержки кластерных проектов. В соответствии с поручением Президента РФ № Пр-922 от 22 мая 2019 г. продолжена работа Межведомственной рабочей группы по разработке «Дорожной карты по обеспечению устойчивых темпов роста экономики РФ» с целью подготовки 10-15 программ кластеров, позволяющих перейти к активной стимулирующей экономической политике за счет реализации мер, представленных в Дорожной карте. В рамках отработки указанных поручений, экспертами Института экономики роста были предложены следующие пилотные кластерные проекты Санкт-Петербурга, обладающие наибольшим потенциалом роста: Туристический кластер Санкт-Петербурга, Кластер медицинского, экологического приборостроения и биотехнологий и Экологический кластер Санкт-Петербурга. Ранее Санкт-Петербургский Кластер Чистых технологий для городской среды подал анкету-заявку на получение статуса Экологического кластера Санкт-Петербурга.

Ключевые механизмы и меры новой национальной кластерной политики.

Ключевая цель новой кластерной политики в России – повышение конкурентоспособности регионов и отраслей на международном уровне, в том числе повышение производительности труда, числа высокопроизводительных рабочих мест, объемов экспорта и пр.

Ключевые принципы, необходимые для «новой» кластерной политики в России:


  • выделение отраслевых приоритетов для создания кластерных проектов – «точек роста»;
  • отсутствие географических ограничений для кластеров;
  • организация активного межведомственного взаимодействия;
  • создание условий для развития кластерных проектов посредством денежно-кредитной, налоговой политики, снятия административных барьеров и избыточного регуляторного давления;
  • использование кластерных проектов в качестве пилотов, на которых апробируется эффективность системных мер поддержки предприятий;
  • оказание поддержки кластеру в целом, а не отдельным предприятиям, что позволит снизить коррупционные риски;
  • внедрение обновленного механизма реализации программы поддержки кластерной политики (участие федеральных министерств и субъектов Российской Федерации)
  • создание кластерной ассоциации, как управляющей компании, которая создает стратегию развития кластера и формирует заявки на предоставление мер поддержки.


В рамках реализации новой кластерной политики также необходимо установить ключевые KPI, в том числе с учетом показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов РФ и деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ (Указ Президента РФ от 25 апреля 2019 г. №193) и Национального проекта «Международная кооперация и экспорт»:


  • количество высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики;
  • численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;
  • производительность труда в базовых не сырьевых отраслях экономики;
  • уровень реальной среднемесячной заработной платы;
  • объем инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий и бюджетных ассигнований федерального бюджета;
  • объем экспорта несырьевых неэнергетических товаров;
  • объем экспорта продукции агропромышленного комплекса;
  • доля экспорта продукции обрабатывающей промышленности, сельскохозяйственной продукции и услуг в ВВП страны.


 Перечень приоритетных мер поддержки кластерных проектов.


  1. Услуги управляющей компании.
  2. Поддержка кооперационных проектов.
  3. Софинансирование со стороны государства совместных инфраструктурных проектов.
  4. Налоговые льготы.
  5. Снятие административных барьеров и снижение регуляторной нагрузки.
  6. Стимулирование спроса.
  7. Повышение доступа к финансированию.

ПЕРЕЗАГРУЗКА КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ. Институт экономики роста им. Столыпина П.А.